Доклад главного врача о реформировании дерматовенерологической службы в ульяновской области в свете реализации Федеральных Законов № 122 и № 133

скачать (~ 12.2 Kb)

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается сообщение о реализации ФЗ №131 и 122 в специализированных службах здравоохранения области на примере дерматовенерологии.
Начать хочется сразу с того, что ФЗ №131 напрямую ничего не говорит о специализированных службах, т.к. задача у него другая: ограничение пределов компетенции в части здравоохранения в муниципальных образованьях.

Так согласно ст. 15 и 16 к вопросам местного значения относятся:

Материальной основой данных видов и объёмов медицинской помощи являются

в которых оговаривается имущество и финансирование деятельности учреждений здравоохранения муниципальных образований.

Обеспечение реализации положений настоящего ФЗ регламентируется соответствующей статьёй (ст.85), которую цитирую дословно:

« органы местного самоуправления:
до 1 января 2006 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2006 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами;
Порядок и сроки безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. »

О чём будет сказано ниже.

Переходя к ФЗ № 122 необходимо заметить, что закон прямо и недвусмысленно говорит о передаче в компетенцию субъекта РФ всех специализированных служб здравоохранения, данные обстоятельства регламентируются ст.35 и 154 обсуждаемого нами Закона №122.
Ст. 35 вносит дополнения и изменения в Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. Так в ст. 6 Основ., внесены дополнения по расширению полномочий органов государственной власти субъектов РФ, а именно:

« формирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), включая обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, обязательного медицинского страхования неработающего населения, оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи; разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования; установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; »

Статья 40 Основ, излагаемая в новой редакции, говорит о том, что

« Виды и стандарты специализированной медицинской помощи. оказываемой в учреждениях здравоохранения, устанавливаются Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. »

Статьи 41 и 42 Основ, излагаемые в новой редакции, устанавливают меры социальной поддержки по оказанию медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении граждан, страдающих социально значимыми и представляющими социальную опасность, заболеваниями. Причём, финансовое обеспечение данных мероприятий является расходным обязательством субъекта РФ.

Напомню, что Постановлением Правительства от 1 декабря 2004 г. №715 утверждён перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Что касается дерматовенерологической патологии, — она относится как к социально значимым заболеваниям, так и заболеваниям представляющим социальную опасность для окружающих.

Статью 154 п. 11 ФЗ №122 цитирую дословно, так как её важность нельзя переоценить:

« Установить, что в целях обеспечения выполнения требований статьи 2 Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 85 Федерального закона от в октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления производится в следующем порядке.
NB! Органы местного самоуправления обязаны передать, а исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны принять муниципальное имущество на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 31 декабря 2005 года.
NB! Решения Правительства Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации соответственно о передаче в федеральную собственность имущества субъектов Российской Федерации и о передаче в собственность субъектов Российской Федерации муниципального имущества принимаются по предложениям соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после принятия решения о передаче имущества передают (принимают) его в государственную или муниципальную собственность, подписывают передаточный акт о принятии имущества в государственную или муниципальную собственность, в двухмесячный срок вносят изменения в учредительные документы соответствующих государственных или муниципальных предприятий и учреждений.
Основанием возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на имущество, передаваемое ему муниципальным образованием, а также права собственности муниципального образования на имущество, передаваемое ему субъектом Российской Федерации, является решение исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим пунктом, возникает с момента, устанавливаемого соответствующим решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче (приеме) имущества.
NB! Решения о передаче имущества из собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, а также из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации принимаются до 1 ноября 2005 года.
NB! Предложения о передаче муниципального имущества субъекту Российской Федерации направляются органами местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации до 1 сентября 2005 года.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам передаваемых ими учреждений и казенных предприятий, возникшим до перехода права собственности.
Установить, что к правоотношениям, возникающим при безвозмездной передаче имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи. »

Заканчивая своё выступление, считаю необходимым продемонстрировать организационно-имущесвенную структуру и требуемое финансовое обеспечение специализированной службы «дерматовенерология» до и после исполнения ФЗ №131 и №122. Хочется обратить Ваше внимание, что в связи с закрытием детского микологического отделения в детской инфекционной больнице, Приказом ДЗ иФ от 01Л2.04 № 876 в УОККВД открыто детское микологическое отделение на 10 стационарных коек, ремонт которого полностью был осуществлён из средств от предпринимательской деятельности.
Иными словами, компетенция специализированной помощи с муниципального уровня передана на уровень субъекта РФ, то есть наша служба является пионером по исполнению ФЗ № 131 и 122.

Таким образом, в настоящее время областная дерматовенерологическая служба представлена двумя объектами инфраструктуры основных фондов:

К 01.01.06 на имущественный баланс УОККВД, кроме перечисленных объектов, должны будут перейти следующие основные фонды:

Планируется придать ДКВД статус филиала УОККВД развертыванием 20 стационарных коек (10 дерматологических, 10 венерологических) и 7 коек дневного стационара при АПУ, филиал замкнет на себе обслуживание жителей г. Димитровграда, Новомалыклинского, Мелекесского районов.

Планируются также кабинеты в каждом районе города, кроме Ленинского, амбулаторный прием которого будет осуществляться поликлиникой УОККВД.

Понятно, что такая громоздкая инфраструктура потребует значительных издержек на её содержание. Проведенный анализ работы районных дерматовенерологов обнаружил низкую медицинскую, экономическую и социальную эффективность их деятельности.
Речь идет о выполнении Программы госгарантий через приписки, оформление профосмотров взрослого населения как посещений с лечебно-диагностической целью и пр.
Поэтому одним из резервов экономии является организация работы районных (участковых) дерматовенерологов через направления первичных пациентов от звена ПМСП (терапевт, ВОП). Данное мероприятие соответствует процессу реструктуризации здравоохранения и высветит реальную необходимость в «узких специалистах» в районах области, что в перспективе позволит организовать работу специализированных служб в районах области по кустовому типу (с учетом численности и плотности населения, близости к межрайонной границе соответствующей ЦРБ, транспортной инфраструктуры и пр.)

Доклад подготовил: Магомедов М. А.